Uznews.net - Парламентские выборы в Кыргызстане, стоившие погромов и убийств в июне политически активной, второй по численности этнической группы в стране - узбеков, оцениваются как победа демократии. Если это демократические выборы - то лучше выборы по-каримовски.
Миссия наблюдателей Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе (ОБСЕ) заявила, что Кыргызстан приблизился к демократическим стандартам проведения выборов.
Что состоявшиеся 10 октября выборы в парламент были яркими, альтернативными и соревновательными, они заложили основы для дальнейшего укрепления демократии в этой стране.
“Я был впечатлен политическим плюрализмом, гражданской ответственностью и духом людей этой страны, - заявил вчера Морен Хыгланд (Morten Høglund), назначенный Специальный координатор краткосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ и глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
“Я наблюдал за проведением многих выборов в Средней Азии за последние годы, но это - первые выборы, где я не мог предсказать результат. Эти выборы отразили волю людей кыргызской республики”, - добавил он.
Примерно так же о выборах в Кыргызстане - поверхностно, уделяя внимание лишь соблюдению выборных процедур, опуская предшествующие им события, - пишет мировая пресса.
“Washington Post” говорит о сделанном Кыргызстаном шаге в сторону демократии, о свободных выборах, которые вновь указывают на исключительность этой страны в Центральной Азии.
Газете вторят информагентства, цитирующие предварительный доклад миссии ОБСЕ, которая даже не упомянула сегодняшнее плачевное положение узбеков Кыргызстана - все еще расплачивающихся арестами, пытками, осуждениями и дискриминацией за сделанную весной попытку принять участие в политической жизни своей страны.
Узбеки являются второй по численности после кыргызов этнической группой в Кыргызстане, по официальным данным, они составляют 14,3% населения страны и проживают преимущественно на юге, у границ с соседним Узбекистаном.
Традиционно узбеки, занимающиеся сельским хозяйством и коммерцией, оставались в стороне от бурной политической жизни Кыргызстана, остерегаясь становиться на сторону одного из противоборствующих кыргызских кланов, разделяющихся, прежде всего, по региональному признаку - северные и южные.
Но после апрельского переворота, когда толпа “революционеров” в очередной раз свергла президента Кыргызстана, на этот раз Курманбека Бакиева, узбекская община впервые изменила своему принципу невмешательства.
Лидер узбеков Кыргызстана, бизнесмен и меценат Кадыржон Батыров принял решение поддержать свержение Бакиева и встать на сторону Временного правительства Кыргызстана, которое возглавила Роза Отунбаева.
Сделал он это не без участия сегодняшних лидеров Кыргызстана, бросившихся искать поддержки у узбеков, как только Курманбек Бакиев выехал из Бишкека и обосновался в своем родовом гнезде, на юге Кыргызстана - в Джалал-Абаде.
Роза Отунбаева, Омурбек Текебаев и другие члены Временного правительства Кыргызстана ежедневно звонили и приезжали для встреч с узбекскими лидерами в Ош, умоляя их не допустить поддержки Бакиева на юге, предлагая им взамен места в правительстве, об этом Батыров рассказывал журналистам еще в первые недели после апрельского переворота.
О том, как 14 мая именно узбеки освободили Джалал-Абадскую областную администрацию от захвативших ее сторонников Бакиева, о том, что как по призыву Временного правительства они уничтожили дом Бакиеве в селе Теит, Батыров рассказал в сентябрьском видеообращении, опубликованном в “youtube”.
“В ходе этих событий мы продемонстрировали сплоченность и организованность, - сказал Батыров видеообращении. - Стали значимой политической силой, с которой необходимо было считаться. Такая ситуация не могла устроить лидеров новой власти”.
“Когда Ошская и Джалал-Абадская области погрузились в вакханалию межэтнического конфликта, Отунбаева и ее приближенные - Текебаев, Бекназаров, Исаков - использовали этот повод, чтобы избавиться от меня и наиболее авторитетных узбеков, обвинив в разжигании межнациональной розни”, - рассказал далее Батыров.
Воспользовавшись помощью узбеков, Временное правительство Кыргызстана не могло не признать, что на юге страны появилась новая политическая сила, обладающая, по сравнению с большинством кыргызских политических партий, явным преимуществом - они организованы и сплочены, у них есть материальные ресурсы и активные, признанные лидеры.
15% голосов узбеков могли стать решающими на предстоящих парламентских выборах.
Любая партия, получавшая поддержку узбекского меньшинства, могла претендовать на победу в выборах и большинство мест в парламенте, а значит, и на право назначать премьер-министра и формировать правительство страны.
Могли ли новые лидеры Кыргызстана поставить себя в зависимость от узбеков, дать им впервые возможность не только участвовать, но и влиять на политическую жизнь и расстановку сил в стране?
Далее последовал кровавый июнь. В погромах узбекских кварталов Оша и Джалал-Абада принимали участие органы внутренних дел и подразделения кыргызской армии, этот факт установлен многими международными правозащитными организациями.
Ош растерзан и убит - так охарактеризовал город в июне один западный журналист. Он также добавил, что впервые после Афганистана и Ирака видит город, который уничтожали и убивали руками - дом за домом, человека за человеком.
“Улицы пропахли кровью”, - сказал он.
Уничтожив хребет второй по численности национальной группы, загнав ее в гетто, превратив в людей второго сорта, Кыргызстан празднует победу демократии.
Стоит ли радоваться тому, что кыргызские лидеры, ответственные за убийства узбеков Оша и Джалал-Абада, честно между собой поделили места в парламенте?
Могут ли выборы, ценой которых стала смерть сотен людей, считаться демократическими?
Если да, тогда, может быть, лучше выборы по спискам, спущенным из аппарата президента Узбекистана Ислама Каримова, по крайней мере, для их проведения Ташкенту не требуется убивать людей неузбекской национальности.
А как будет работать новая парламентская республика - покажет время. Проигравшие в выборах кыргызские партии уже грозятся нескончаемыми акциями протеста.