Из истории казахско-кыргызских отношений. Часть 1

Бурные события, сотрясавшие Кыргызстан в этом году, вызвали серьезный интерес к этой стране во всем мире. Наверное, десятки (если не сотни) миллионов человек с удивлением узнали из новостей, что есть такая горная республика, расположенная в Центральной Азии и ранее входившая в состав СССР. Ведь даже на постсоветском пространстве о Кыргызстане большая часть населения знает только то, что там есть Иссык-Куль. Естественно, что определенная часть этой аудитории хотела бы узнать больше, например, об истории кыргызского народа. И это тема стала активно обсуждаться, в первую очередь, в Интернете. По данным Google, тема "history of kyrgyzstan" ныне волнует мир гораздо больше, нежели "history of turkmenistan" или "history of tajikistan". Хотя эти страны вполне сопоставимы по численности населения.

Но в Интернете почерпнуть практически нечего. Имеющаяся в сети совершенно бездарная и пропаганда официального Бишкека, разумеется, никак не может устроить современного человека. В качестве примера можно привести научные изыскания первого президента Аскара Акаева, который заявил однажды, что кыргызской государственности исполнилось 2200 лет, и это заявление было подхвачено местными учеными. В качестве основного источника, все ссылались на данные одной из китайских летописей, где сообщалось о том, что в 203-202 гг. до н. э. вождь гуннов Маодунь покорил владение кыргызов на Енисее. Но на самом деле это ни о чем не говорит. "Владением кыргызов" в древности могли назвать и племя, живущее первобытно-общинным строем, и действительно мощную кочевую державу, одну из тех, которые историки не совсем обоснованно, но неизбежно называют государствами.

Удивление вызывает и факт торжественного празднования в республике юбилея этой даты. Ведь даже если мы безусловно доверимся принятой в Кыргызстане интерпретации источника, то получится, что 2200 лет прошло не с момента создания кыргызского государства, а со времени его завоевания гуннами.

Из позитивных примеров можно назвать лишь историка Р.Абдуманапова, создавшего качественный Интернет-проект, рассчитанный на русскоязычную аудиторию, в котором можно узнать много интересного об истории кыргызского народа. Но этого мало, тем более что выложенная на сайте литература относится к категории "История для историков", и знакомство с ней требует определенного уровня подготовленности.

В Казахстане, несмотря на близость государств и многовековую совместную историю казахов и кыргызов, знают об этом не слишком много. Первое, что может вспомнить прилежно относившийся к истории в школе и вузе человек, – это, наверное, убийство хана Кенесары, которое некоторые отечественные историки, похоже, до сих пор не могут простить современному кыргызскому народу. Кто-то, наверное, сможет рассказать о казахско-кыргызских войнах времен хана Аблая, а другие, напротив, вспомнят о совместной борьбе двух народов против джунгарских захватчиков. Эти же вехи истории двух народов обычно приводятся и в кыргызских учебниках. Между тем история двух народов на самом деле просто неотделима, и совсем не зря традиционная в регионе поговорка называет казахов и кыргызов не просто братьями, а близнецами. И в той же Европе еще сто пятьдесят лет назад казахи и кыргызы считались одним народом – киргиз-кайсаками.

Эта история, связывающая два народа, начиналась еще в IX-X вв., когда в принципе не было еще современных кыргызов и казахов. Но именно в это время Алтай стал приграничной зоной между кимакскими и кипчакскими племенами (основными предками казахов) с одной стороны и енисейскими кыргызами, переживающими период своего "великодержавия", с другой. В результате обширных контактов, здесь образовалась новая этническая общность, называвшая себя кыргызами и перешедшая на местный диалект тюркского языка. Это факт говорит нам о том, что знать, сохранившая старый этноним, состояла из пришельцев с берегов Енисея, но навязавшие им свой язык аборигены составляли большую часть населения.

После монгольского нашествия эти "новые кыргызы" первоначально вошли в состав Улуса Джучи, ставка которого находилась в верховьях Иртыша. Но в ходе бесконечных войн между потомками Чингисхана границы постоянно кроились, и кыргызы все время оказывались в составе разных улусов. Тем не менее, это не мешало им поддерживать добрососедские отношения с остальными кипчакскими племенами. Так, в 30-х гг. XIV в. среди кыргызов укрывался мятежный правитель Ак-Орды – Мубаррак-ходжа. Позднее, во время нашествия эмира Тимура в 1391 г., племена Ак-Орды организованно откочевали в Прииртышье и на Алтай, где кыргызские вожди им выделили места для кочевий. По этой причине во время правления Булат-хана (1407-1410) вожди ак-ордынских племен категорически отказывались принимать участие в походе на кыргызов.

Вероятно, именно в это время начал создаваться и знаменитый эпос "Манас". Правда, кыргызские ученые считают, что это произошло, по крайней мере, тысячу лет назад, но, судя по тому, что рядом с именем легендарного батыра (который, без всякого сомнения, являлся лицом историческим) упоминаются имена хана Тохтамыша, богатыря Ер-Косая, они были современникам. А значит, жил Манас во времена крушения Улуг Улуса (Золотой Орды). С этого времени мы, наверное, и можем говорить о самостоятельном кыргызском этносе. Ведь этнос – это в первую очередь самостоятельная культурная традиция. А эпос о Манасе стал стержнем кыргызской культуры.

В начале XV века в истории кыргызов произошло еще одно эпохальное событие. Под давлением усиливавшихся ойратских племен кыргызы стали уходить в Семиречье и на Тянь-Шань, то есть, в пределы Моголистана. Моголами называли себя племена огузо-карлукского и отчасти монгольского происхождения. Однако, как отмечали исследователи, они к этому времени тоже практически не отличались от кочевых тюрков остальной территории современного Казахстана, и приход кыргызов не вызвал особенной реакции среди местного населения. Земли для кочевий было много, а в не слишком удачной борьбе с ойратами был ценен каждый клинок. Инициаторами обострения отношений неожиданно стали вожди кыргызских племен.

Кыргызы были истыми кочевниками. По единодушным свидетельствам Мухаммад Хайдар Дуглата, Сейфи Челеби и других средневековых авторов, даже такие сомнительные мусульмане, как казахи, казались на фоне кыргызов исламскими фундаменталистами. Суровым номадам, прозванным "дикими львами Моголистана", было многое не по нраву на новой родине, что приводило к постоянным мятежам и восстаниям против центральной власти.

В начале XV в. кыргызские племена даже предприняли попытку образования собственного государства как раз на территории современного Кыргызстана. В зиму 1503-1504 г. умер могольский хан Ахмед, и вожди кыргызов воспользовались этим обстоятельством для открытого восстания. Официальный наследник престола хан Мансур ими признан не был, и своим правителем они признали другого сына Ахмеда – Султан-Халила.

Этот мятеж был подавлен лишь в 1508 г. В битве на Чарын-Чулак (как полагают некоторые исследователи, так называлась местность между притоками р. Или Чарыном и Чиликом) сепаратисты были разгромлены. Султан-Халил бежал в Фергану, а кыргызам Мансур-хан повелел перекочевать на территорию Восточного Туркестана в район Чалыша и Турфана. Здесь, по сообщению Дуглата, хан "коварным образом перебил большую часть их. И только небольшое число их бежало в Могулистан".

Эти беженцы кочевали на южном берегу Иссык-Куля. Самым влиятельным из их вождей был некий Мухаммад-кыргыз, как называли его авторы летописей. В 1514 г. он оказал серьезную поддержку еще одному сыну Ахмед-хана – Султан-Саиду, который с этой помощью завоевал Кашгар. В награду за это он назначил Мухаммада главным правителем кыргызов.

Но вскоре выяснилось, что Мухаммад в большей степени ориентировался на казахского хана Касыма. Безграмотные и неотесанные казахские джучиды, которые свято придерживались заветов предков, кочевали вместе со своим народом, обожали кумыс, почитали Тенгри и аруахов и считали скачки и охоту лучшими развлечениями на свете, нравились кыргызам гораздо больше, нежели чагатаиды, являвшиеся изысканными ценителями арабской философии и персидской поэзии и любителями противоестественных утех с бачами.

В результате моголы и кыргызы признали своим ханом Касыма. Летом 1513 г. казахский хан перенес свою ставку из района Улытау на р. Чу, и могольский хан Султан-Саид, скрепя сердце, должен был смириться с потерей Жетысу. Взамен он попробовал договориться с казахским правителем о совместной борьбе против шибанидов. Но Касым, радушно и гостеприимно встретив Султан-Саида, отверг его предложение.

Так, могольские ханы утратили Моголистан. Многие ученые считают, что с этого времени можно говорить о новом государстве – так называемой Моголии (Могулии), основанной Султан-Саидом на территории Восточного Туркестана. Но государство было тем же самым, и претензии оставались старыми. Тех же кыргызов в Кашгаре продолжали считать своими подданными. Когда их вождь Мухаммад в 1517 г. выступил на стороне казахов в их конфликте с шибанидами и совершил набеги на Туркестан и Сайрам, Султан-Саид пришел в бешенство. Дружинами могольского хана было разгромлено огромное количество кыргызских аилов, а Мухаммад был взят в плен и заточен в темницу. Но кыргызы не сдавались. Несмотря на свою малочисленность, они оказывали отчаянное сопротивление правительственным отрядам, мастерски используя приемы партизанской борьбы в горной местности.

После смерти хана Касыма (зима 1520-1521 гг.) Султан-Саид решился на более решительные меры. В 1521-1522 гг. он отправил своего сына Рашида во главе большого войска возвращать прежние земли. Для помощи ему из темницы был выпущен на волю и бывший кыргызский правитель Мухаммад. Поскольку претенденты на казахский престол в тот момент с остервенением резались между собой, затея окончилась успехом. Как пишет Мухаммад Хайдар, могольский царевич "подчинил своей власти весь Моголистан и киргизов. Много людей в Моголистане поддержало Рашид султана".

Но в 1523 г. в Семиречье отступил один из претендентов на титул казахского хана – Тахир, и на его сторону мгновенно перешла добрая половина кыргызов. Вскоре выяснилось, что оставшиеся кыргызские роды желают как можно скорее последовать за своими собратьями. Мухаммад-кыргыз был заподозрен в нелояльности и вновь арестован. На сей раз ему пришлось томиться в неволе около 10 лет, и лишь когда умер хан Султан-Саид, Мухаммад был выпущен на свободу. Дальнейшая судьба его остается неизвестной.

В годы независимости в Кыргызстане Мухаммада фактически признали создателем кыргызской государственности на Тянь-Шане. Отдельные авторы, не особенно смущаясь, даже именуют его ханом. Правда, при этом историки оговариваются, что государство, созданное Мухаммадом, оказалось непрочным и вскоре распалось, а в дальнейшем кыргызский этнос не смог создать эффективной политической организации. Но все эти выводы выглядят небесспорно.

Судя по всем имеющимся данным, Мухаммад никогда не являлся самостоятельным правителем и считался поданным (пусть и строптивым) чагатаидов. Своим подданным его, судя по всему, считал и хан Касым. Тем более что сам Мухаммад никак не проявлял своих амбиций на ханский титул. Образование же Кыргызского ханства произошло уже после того, как Мухаммад сошел с исторической сцены.

Все началось с того, что Султан-Саид-хан зимой 1525-1526 гг. решил совершить поход на кыргызов. Однако горцы успели организоваться и объединить свои силы с казахским ханом Тахиром. Не имея инструкций, как действовать в этом случае, могольские военачальники вернулись восвояси, довольствуясь огромным числом захваченных овец. Этот поход в летописях получил название "похода за баранами".

Как сообщают источники, Тахир являлся крайне жестоким правителем. Это привело к взрыву народного негодования. Степняки убили брата Тахира – Абулкасыма, ну а самого хана спасли, видимо, только кыргызы, сохранившие ему верность. Этот эпизод историки обычно комментируют с некоторой долей нескрываемого удивления. Мол, непонятно, что могло двигать кыргызами, если даже казахи предпочли откочевать от столь некомпетентного правителя. Но это событие имело огромное значение в истории кыргызского народа. Тахир (в кыргызских легендах именуемый Даир-ханом) в данном случае выступал в роли чужака-варяга, равноудаленного от всех кланов и по этой причине способного сплотить вокруг себя весь народ. Таким образом, именно 1526 год будет правильнее рассматривать как год образования собственно Кыргызского ханства. Конечно, это военно-политическое объединение кыргызских племен было не слишком устойчивым, и единых правителей его можно пересчитать по пальцам одной руки, но, тем не менее, в существовании самостоятельной политической традиции в данном случае сомневаться не приходится.

С самого начала своей истории этому небольшому ханству пришлось вести неравную борьбу со своими соседями. Но, несмотря на ограниченность сил, Тахиру удавалось добиваться существенных успехов. Уже весной 1527 г. он увел с Атбаша все остальные кыргызские племена Моголистана.

В 1532 г. Тахир умер, и ханом был избран его брат Буйдаш. Новому правителю удалось увеличить численность своих подданных до тридцати тысяч человек, и в подавляющей массе своей это были кыргызы, что отмечается в самых разных источниках. Но Буйдаш сумел наладить союзнические отношения и с казахскими правителями. Удержание кочевий Моголистана под своей властью имело огромное значение для всех крупных степных вождей, и они неоднократно оказывали военную помощь кыргызскому хану.

В свою очередь, правитель Моголистана продолжал пытаться вернуть под свою власть кыргызские племена. Его войска совершали постоянные нападения на горцев. В одном из таких набегов, имевшем место в первой половине 50-х гг. XVI века, сын хана Рашида – Абд ал-Латиф-султан – захватил большую добычу и множество пленников. Несмотря на всю неожиданность и стремительность этого нападения, Буйдаш сумел настигнуть могольского царевича, уже возвращавшегося в Аксу. Интересно, что командир арьергардного отряда – Тохтамыш Йирук из племени балыкчи – узнал о приближении погони, но вследствие личных счетов не стал оповещать об опасности султана. В последовавшем ночном нападении Буйдаш вырезал весь могольский отряд. Погиб и Абд ал-Латиф-султан.

Хан Рашид, получив печальное известие о гибели сына, сначала полностью истребил племя балыкчи, а потом стал готовиться, но уже не к набегу, а к большой войне. Подготовка заняла пять месяцев, поскольку Рашид обратился за помощью к правителю Ташкента Барак-хану.

В сражении на Иссык-Куле войско Буйдаш-хана (по некоторым сведениям, в битве принимал участие и казахский хан Хакназар) было полностью разгромлено. За этим походом последовали и другие, и, как сообщает Махмуд Бен Вали, "у [Абд ал-Карим]-хана неоднократно происходили сражения с султанами казахскими и военачальниками киргизскими. И во всех битвах хан оказывался победителем, а противники [его] терпели поражение".

В ответ казахи и кыргызы полностью прервали торговлю с Китаем. Английский купец Дженкинсон по этому поводу сообщал, что "народ, воюющий с Ташкентом, называется Казахами (Cassack), магометовой веры, а те, которые ведут войну с Кашгаром, зовутся Кингами (Qings) (имеются в виду кыргызы - Р. Т.), они язычники и идолопоклонники. Оба эти варварских народа очень могущественны; они живут в степях, не имея ни городов, ни домов, и почти покорили вышеназванные города, так крепко заперев дорогу, что никакому каравану нельзя пройти не ограбленным".

Впрочем, несмотря на все старания и первоначальные успехи, эта война закончилась поражением для кыргызских и казахских правителей. В 1560 г. в одном из нападений объединенное кыргызско-казахское войско под началом хана Буйдаша дошло до Сайрама, где их уже ожидали отряды ташкентского правителя Дервиш-хана. В последовавшем упорном сражении победа вначале клонилась на сторону Буйдаша. Однако затем, как сообщает источник, возник сильный ветер, который понес на кочевников огромное количество пыли, и произошло это якобы по причине усердных молитв мусульманского святого – шейха Лутфуллы. В результате кыргызско-казахское войско было полностью разбито. На поле боя погибли и сам хан Буйдаш, и еще 24 султана.

(окончание следует)

Радик ТЕМИРГАЛИЕВ
27.10.2010

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1288156740